Федеральные государственные образовательные стандарты

Уважаемые родители!

       С 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации были введены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения? Почему и для чего они вводятся? Насколько готово наше образовательное учреждение к введению новых стандартов? На эти вопросы мы постараемся ответить.

Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Нам с вами предстоит стать первопроходцами в реализации важных государственных задач, направленных на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоровья.

      Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

     Что важно для семьи? Личностная, социальная и профессиональная успешность ребенка. Для общества важно, чтобы ребенок вырос свободным, но ответственным, понимал и соблюдал социальную справедливость, вел здоровый образ жизни. Что важно для государства? Способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. Это становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования.

Зачем нужны стандарты?

  • Они проясняют то, чему надо учить и чему надо научиться.
  • Они устанавливают и описывают  уровень ожиданий и способствуют приросту качества
  • Они являются руководством и опорой персонала образовательных учреждений

Как будут учиться наши дети? Не так, как учились мы, не так, как учились предыдущие поколения школьников. А как?

Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.

Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.)

Чей опыт будем использовать мы с 2011-2012 учебного года? Уже не первый год мы используем в школе образовательную систему «Перспективная школа», которая прекрасно себя зарекомендовала, а теперь она  адаптирована к новым стандартам.

Программы данной образовательной системы, учебно-методический комплект, технологии – все приведено в соответствие с требованиями новых стандартов.

Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто более активен на уроке, а кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то,  с чем столкнулись в тот или иной момент.

Новый стандарт второго поколения акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.  Главное отличие современного урока – участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни. Рост информации требует формирования умения работать с ней. Для этого учебник не должен включать лишь краткое изложение единственной точки зрения, а быть похожим на жизнь, в которой нам постоянно приходится искать и находить нужную информацию, учиться выбирать.

Обратим внимание еще на одно положение стандарта. Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития». Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены, как и жизнь, в соответствии с принципом минимакса: они включают не только обязательный для усвоения минимум, но и максимум. Обучаясь находить минимум школьники учатся работать с  информацией, а максимум позволяет интересующемуся ученику найти свою зону ближайшего развития и учиться по своей образовательной траектории.

Выделим еще одно важнейшее положение стандарта второго поколения: Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы. Актуальный процесс обучения потому и называется так, что изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Используемая в Образовательной системе «Перспективная школа», технология оценивания учебных успехов предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик, причем оценка дается в качественной форме.  Важнейшую роль в технологии оценки учебных успехов играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать, и сам ставит себе отметку.

Ещё одна особенность ФГОС второго поколения – их нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. В новых стандартах предлагается портрет – современный национальный воспитательный идеал личности Гражданина России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Особенно важно, чтобы школа сыграла свою ведущую роль в качестве объединяющей основы для формирования многонационального российского общества.

В новом базисном образовательном плане предусмотрены часы не только для учебной, но и для внеучебной работы, направленной на воспитание граждан нашей страны. Направления внеучебной деятельности (на которую будет выделено 10 часов в неделю):

   –  духовно-нравственное
–  гражданско-патриотическое
–  научно-познавательное
–  спортивно-оздоровительное
–  художественно-эстетическое
–  проектная деятельность

Направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особе значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Итак, успешное решение задач, поставленных новыми образовательными стандартами, возможно только благодаря совместным усилиям школы, семьи, общественности и государства. Все мы заинтересованы в том, чтобы выпускник начальной школы был именно таким, а именно:

    –  Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир

     –  Владеющий основами умения учиться

     –  Любящий родной край и свою страну

     –  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

     –  Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой

     –  Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера

     –  Умеющий высказать свое мнение

    –  Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих